Евреи на Подолье
3 древних веков история еврейского народа связана с Подольем. И хотя XX столетие было, наверное, наиболее немилосердным к евреям в Украине, ни война, ни жестокие погромы, ни миграционные процессы не смогли разорвать многовековых связей украинского и еврейского народов. Столетие, прожитые нашими народами бок о бок, остались в исторических хрониках и документах, памятках архитектуры, географических названиях и народных пересказах.
Не всегда городская власть была лояльной к евреям. Именно такой характер имеет и первое упоминание о них в Каменце: 1447 г. каменецкий староста выдал распоряжение, согласно которому каждый еврей под угрозой тюремного заключения не имел права проживать в городе дольше, чем три дня. Подобные приказы появлялись и в королевской редакции, и в виде решений сейма на протяжении XVI-XVII ст., и в значительной мере является подтверждением того, что, не смотря на запреты, еврее не только жили в городе, но и имели здесь собственные дома и другую недвижимость. Что же касается предместий, то здесь они жили с древних веков и на законных основаниях. Как и в большинстве европейских городов, еврее традиционно основывали свои поселения возле замка: это Подзамче, Карвасари, Татариски. Здесь же, за замком, расположенное еврейское кладбище, на котором сохранились погребение с надгробиями XVI-XVIII ст. с фрагментами надписей.
Во времена турецкого владения (1672-1699 p.p.) еврейское население Каменца, используя льготы от султана, значительно увеличилось. Несмотря на новые запреты (королевским приказом 1750 г. приписывалось даже разрушить синагогу и отобрать у евреев дома), до конца XVIII ст. в городе сформировалась численная еврейская община. В то время Каменец как центр Подолья играл важную роль не только в хозяйственному, а и религиозной жизни евреев. Именно здесь, возле городской ратуши, 1757 г. состоялся диспут между талмудистами и франкистами, который закончился победой последних. По решению судей, тысячи экземпляров Талмуда были публично сожжены на Польском рынке.
На протяжении XIX ст. евреи постепенно заселили большую часть Старого города. Еврейские дома украшались разнообразным декором, надписями. Рынок в центре города фактически стал еврейским базаром. В топонимике города появились характерные названия: переулки Левинзона и Бронштейна, магазины Клеймана, Ванбойма, Ванштейна, один из сторон площади получил название Биржа. В городе существовало 2 синагоги и 21 молитвенный дом, 2 частные мужские и 2 частные женские школы. Представители общины - адвокаты, враче, учителе - составляли существенную часть еврейской интеллигенции.
История сохранила имени каменецкого раввина Мордихая Зеєв ОРИНШТЕЙНА, известного ученого и кабалиста (1775 г. он был предназначен раввином всей Галиции). Среди учеников мужской гимназии значительный процент составляла еврейская молодежь. 1857 г. в Каменце-Подольском родился барон ГИНЦБУРГ - известный ученый-востоковед.
В начале XX ст. много представителей еврейской интеллигенции оказались в вире революционных событий. Года гражданской войны принесли в край разорения, еврейские погромы и ограбления.
Єврейская синагога |
Страшной страницей в истории евреев Каменца стала Вторая Мировая война. Для 80 тыс. евреев с Восточной Европы это был Голокост. Каменецкой комиссией по расследованию преступлений немецко-фашистские захватчики выявлены семь мест массового погребения евреев, в том числе одна могила с телами 500 детей.
Среди еврейских памяток города особое место занимает синагога, которая расположена на крутом склоне на юг от Гончарной башни. Синагога построена в XIX ст., возможно, на месте более ранней, в стиле эклектики. Это был зал для собрания местной еврейской общины, место для обучения и проповедей и, в конце концов, дом молитвы и обсуждение религиозного закона. В годы войны памятка была в значительной мере разрушенная, ныне используется под ресторан. В этой же части города находились еще одна синагога и еврейский купол возле речки.
Заведующая научно-исследовательского отдела НИАЗу Анна Кивильша
Олег Будзей Подолянин 31.09.2001г.