Князья Кориатовичи
Торжественное открытие Новоплановского моста 31 января 1874 г. стало важной вехой в жизни древнего Каменеца-Подольского. Городу в конце концов удалось вырваться из тесной петли Смотрича на заманчивые новые просторы. От Новоплановского моста ведет начало древнейшая улица Нового города - улица Князей Кориатовичей.
...1 июня 1992 г. горисполком возвратил улице Чкалова первоначальное название улица Князей Кориатовичей. С этим предложением камянчан было ознакомлено заранее еще 16 октября 1991 г. Характерным есть отклик Федора ПАВЛЕНКА «Зачем нам княжеские названия?» («Каменец-Подольский вестник» от 7 декабря 1991 г.) Автор сразу предупреждает, что похожие соображения чуял от многих жителей города: «...Я против переименования улицы Чкалова. Пусть она и в дальнейшем носит имя русского летчика. Мы все привыкли к такому названию. А именами Кориатовичей пусть называют улицы там, где они родились...». Кстати, Валерий ЧКАЛОВ родился в Нижегородской губернии 2 февраля 1904 г. (ровно через 30 лет после открытия Новоплановского моста в Каменце-Подольском). С нашим городом его жизни и деятельность не пересекались. Село Васильово,в котором появился на мир будущий летчик, 1937 г. (еще за жизнь пилота; он погиб 15декабря 1938 p., испытывая новый самолет) стало Чкаловськом. А вот Оренбург, проживши почти 20 года(1938 -1957) Чкаловим, снова возвратился к давнему названию.
А что же сделали князья Кориатовичи для Каменца? И, вообще, сколько было тех князей, как их звали? На Подолье князей было четверо - Юрий, Александр, Константин и Федор. Имена в литовских князей, как видим, совсем не литовские. Дело в том, что их отец КОРИАТ - князь Новгородка Литовского (ныне г.Новогрудки - райцентр Гродненской области в Беларуси) - принял православное имя Михаил и православные имена давал своим сынам. Кстати, кроме названных четырех князей Подольских, историки указывают еще на двух сынов Кориата-Михайла - Льва и Василия, с историей нашего края не связанных.
В свое время князей Кориатовичей считали (а кое-кто и до сих пор считает) основателями города в петле Смотрича. Тем не менее археологические исследования четко удостоверили, что город и его замок существовали задолго к приходу сюда литовцев. Но именно с князей Кориатовичей начинается реальная (с именами, датами и документами) история Каменца. И хотя красивая летописная рассказу, о двух братьях - литовских князей, которые, охотясь на оленя, попали на остров и основали там город, есть только легендой, а о реальных князей Кориатовичей мы имеем, как отмечает Євтим СИЦИНСЬКИЙ, немного исторических сведений, причем сведения эти противоречивые и путаные, все же ряд фактов неопровержимо свидетельствует: брать Кориатовичи немало сделали для развития города.
А все началось 640 лет тому то ли 1362 p., то ли 1363 г. (разные источники приводят разные даты, а руско-литовская летопись подает подробнейшее описание, но без даты). Тогда большой литовский князь Альгирдас (или Ольгерд - в приближенном к нашему языку: варианте имени) на Синих водах разбил татарских князей - тогдашних властителей Подольской земли. Ресниц передал освобожденный или захваченный край у владение своим племянникам - сынам родного брата Кориата. Кориатовичи (или Михайлович, если отталкиваться от православного имени их отца), прийти, как удостоверяет летопись, в Подольскую землю, вошли в приязнь с местными атаманами, стали оборонять Подольскую землю, а татарским баскакам (собирателям налогов) дань давать перестали.
Вскоре был отстроен замок. А 7 ноября (15 - за новым стилем) 1374 г. Юрий и Александр в каменецком замке дают городу специальную грамоту (причем русским языком; к сожалению, сохранились только позже! польские переводы ее текста). Этой грамотой князья дарят жителям города 200 полей поля и выгон для скота, освобождают мещан от всех налогов на 20 лет (за другим вариантом перевода - на 24 года), предоставляют им право суда через своих представителей и дают городу право получать доходы из торговых и промышленных закладов и т.п..
Историки видят в грамоте 1374 г. заимствование (правда, неполное) внешних форм магдебургского права, хотя в акте и нет его названия. Эта грамота есть древнейшим следом проникновения немецкого права на Подолье.
Князья Кориатовичи находились под довольно значительным влиянием западной культуры, стремясь усилить заселение городов и поднять свои прибыли и военную силу, они воспользовались готовым немецким правом. Что грамота Кориатовичей, которая дала городу самоуправления, была вместе с тем и введением здесь Магдебургского права, видно из того, что 1432 г. король Володислав выдал каменецкому войту Георгию и его преемникам подтверждающую грамоту на магдебургское право. Благодаря, как ныне бы сказали, прозападной ориентации Кориатовичей Каменец вошел в первую пятерку украинских городов, которым было предоставлено магдебургское право.
Древнейшая каменецкая церковь, о которой есть сведения, - это православная замковая Покровская церковь. А построено ее в XIV столетии Юрием и Александром Кориатовичами. Именно в этой церкви, по перессказам, похоронено обеих князей. К сожалению, храм не сохранился. 1672 г. вместо деревянной замковой церкви, которая приходила в упадок, надумали соорудить каменную. 20 марта польский король дал на это свое согласие. Весной деревянную церковь разобрали, а уже в августе город захватили турки и о построении церкви в замке довольно стало и думать. Вот поэтому на плане Каменца, составленному Киприяном ТОМАШЕВИЧЕМ 1672 г. после увлечения города турками, Покровскую церковь не показана.
О Константине Кориатовиче очень мало что известно, особенно о его деятельности на, Подолье. Этот князь 1385 г. дал грамоту краковским купцам на право свободной торговли с Подольем. Указывают и на другую грамоту его от 1388 г., данную им вместе с братом Федором слуге своему Немере на владение Бакотою, Руско-литовские летописи упоминают, що польский король Казимир предлагал Константину выдать замуж за него свою дочурку и сделать его своим наследником, но тот не согласился, не желая предать своей православной вере.
На рисунке со старинной гравюры: князь Федор Кориатович.
Хотя этот факт не подтверждается другими историческими свидетельствами, но по крайней мере показывает, что при Кориатовичах уже были посягательство поляков на Подолье и что в ближайшее время после занятия Подолья Кориатовичами на. этих князей смотрели как на приверженцев православной веры. О месте смерти Константина летопись говорит: «умер в своем государстве», но где - неизвестно.
Федор Кориатович если и прибыл на Подолье одновременно с другими братьями, то был здесь сначала недолго. Пo смерти Кориата Федор получил родительский удел и жил в Новгородку, и только после смерти трех своих братьев прибыл на Подолье и пруд единоличным его властителем. Вероятно, он живую Каменце, который из времен Кориатовичей сделался административным центром Подольской земли и за своим естественным укреплением стал сильной неприступной крепостью. Есть только одна грамота этого князя, которой слуге своему Бедриху записал четыре села в Красноградском округе.
Когда 1386 г. соединились Литва и Польша под властью Ягайлы, Федор Кориатович составил ему присягу на верность. 1392 г., в силу согласия между Ягайлой и его двоюродным братом Витовтом Кейстутовичем, последний стал большим князем литовским. У него была мечта об устранении удельных князей, он стал требовать от подольского князя большей подчиненности, чем это было до сих пор, а Федор отказался «быть ему послушным». Весной 1303 г. Витовт с литовскими силами тронулись на Подолье. Федор Кориатович, услышав об этом, отошел к Венгрии, где имел значительный удел, а в Каменце оставил своего воеводу Нестака. Вітовт ночью подошел к Каменцу, штурмом взял город и захватил подольского воеводу Нестака.
Но это уже совсем другая история. А 30-почти годовая история владения Каменцом князьями Кориатовичами на этом заканчивается. О тех временах возрождения города после татарского господства впервые напомнила в XIX столетии, а ныне уже почти 10 лет напоминает центральная улица Нового плана – улица князей Кориатовичей.
Подолянин 18.01.2002г.